Конкретные действия, которым можно научить водителя – новичка – это правила экстренного торможения. Если они являются таковыми, то тогда их эффект позволит значительно повысить безопасность.
На самом деле, вовремя почувствовать начало сноса или заноса можно только выработанным чувством, которое формируется в течение длительного контакта водителя с автомобилем. Квалифицированные и опытные водители располагают целым арсеналом специальных приемов, которые позволяют им сохранить стабильность автомобиля в случае экстренного торможения в самых неблагоприятных условиях.
Признаками водительского мастерства принято считать следующее:
прогнозирование потери стабильности автомобилем; хорошее предугадывание — «чувство автомобиля», когда водитель может без труда распознавать признаки потери стабильности на начальной стадии; «двигательные автоматы» — приемы, которые позволяют реагировать на потерю стабильности четкими и конкретными стабилизирующими действиями.
Многие специалисты полагают, что именно торможение является наиболее эффективным способом повышения безопасности движения. Но не следует забывать и о том, что большинство проблемных ситуаций в какой-то степени связаны с экстренным снижением скорости, особенно это касается движения на скользкой дороге. Основная проблема в данном случае – это потеря стабильности и управляемости автомобиля. Эта проблема возникает в результате основной проблемы – блокировки осей автомобиля. Все мы понимаем, что в реальных условиях не бывает идеально однородного покрытия, одинакового срабатывания колес или покрышек, отличающихся одинаковым качеством. Так, торможение чаще всего происходит с рысканьем колес передней оси, а, кроме того — и скольжением задних, а в случае высокой интенсивности торможения – заносом, сносом или вращением машины.
Итак, способ торможения следует выбирать в зависимости от покрытия дороги и многих других конкретных факторов. Постоянное, стабильное торможение можно применять только при маневре поворота на неровностях.
Итак, первое совершаемое тормозное усилие должно быть коротким и несильным. Оно даст возможность определить скользкость покрытия и представить себе дальнейшие действия. Резко тормозить следует только на скорости до 40 километров в час на сухом твердом покрытии. Что касается других случаев, то это – грубая ошибка, которую обычно связывают с запоздалой реакцией, страхом и неуверенностью. Нужно обязательно заставить себя уменьшить давление на педаль тормоза, а если ошибки уже не избежать, — нужно срочно убрать ногу с педали до возникновения блокирования.
Когда все ваше внимание поглощено торможением, вы обычно не замечаете рысканья автомобиля, а это приводит к его заносу. Быстро отпустив на секунду педаль тормоза, при совершении маневра торможения, следует сделать коррекцию с помощью руля. И до тех пор, пока автомобиль не вернется к первоначальному направлению, не стремитесь начинать новое торможение. К тому же, рыскающий автомобиль следует стабилизировать рулевым управлением на каждом конкретном этапе торможения, в том числе, стоит понижать передачи и усилить антиблокировочный эффект. Однако помните, что колеса блокировать не следует!
Кроме того, следует обратить внимание, что при совершении маневра экстренного торможения многие водители наклоняются вперед. Так поступать нельзя ни в коем случае! Нужно все делать наоборот, то есть отводить корпус назад, к сиденью. Не следует также забывать, что дополнительные подстилки и подкладки только мешают установить контакт с автомобилем. Таким же эффектом обладает и плотная зимняя одежда.
Дополнительный уровень безопасности может дать хорошо и плотно застегнутый ремень безопасности, особенно когда наблюдается достаточно высокий коэффициент сцепления шин с дорогой. При экстренном торможении ремень способен «передать» вам, что колеса заблокированы или что автомобиль заносит или вращает.
Автор: Эрнст Цыганков
16.07.2008, 1725 просмотров.