Для того чтобы эффективно снизить скорость с максимума до контролируемого режима существует способ ступенчатого комбинированного торможения. Используя этот метод, вы производите торможение короткими импульсами, используя рабочий тормоз и постепенное переключение передач с высокой на более низкую. Данный метод наиболее безопасен.
Что же происходит при торможении?
Задние колеса автомобиля разгружаются, а максимальная нагрузка приходится на переднюю ось. Существует опасность блокировки задних колес и возникновения заноса автомобиля. Не зря же на многих автомобилях имеются спец. устройства, снижающие этот эффект. В иных случаях на передние колеса устанавливаются дисковые тормоза, а колеса задней оси оснащают тормозами барабанного типа.
Чтобы избежать блокировки задних колес (на «классике»), следует в момент торможения включать понижающие передачи. Это ослабит эффект торможения ведущих колес автомобиля и позволит вам стабилизировать его движение при экстренном интенсивном торможении. Используя комбинированное ступенчатое торможение для переднеприводного автомобиля, можно добиться наиболее успешной ситуации – вы сохраните устойчивость автомобиля на дорожном полотне, и будете контролировать управляемость передними колесами.
Сложность выполнения этого приема заключается в огромном количестве различных действий, последовательно используемых водителем. Для точного исполнения маневра вам потребуются и руки и ноги, причем каждая конечность выполняет различные действия сложной координации.
Давайте рассмотрим маневр более детально:
- Положение рук на руле в позе готовности, стопа правой ноги переносится с педали газа на педаль тормоза, Слегка «притопите» педаль до исчезновения свободного хода.
- Выполните ряд тормозных импульсов, постепенно увеличивая силу нажима на педаль и время нажатия. Должна возникнуть блокировка колес. Одновременно, для коррекции движения автомобиля и придания ему устойчивого положения резко и коротко подруливайте.
- Носком стопы, продолжая торможение, пяткой или же боковой частью нажмите на педаль газа и увеличьте частоту вращения двигателя до максимума ( «перегазовка»).
- Левая нога выключает сцепление и быстрым движением правая рука переключает передачу на понижающую. Снова сцепление с небольшой пробуксовкой.
- В дальнейшем цикл этих действий повторяется, пока не будут включены понижающие передачи до второй, а, иногда, и до первой.
Как вы видите, комплекс движений координационно сложен и требует хорошего навыка вождения. Зато, используя переключение понижающих передач, вы сможете повысить эффект от импульсного торможения и создадите антиблокировочный эффект ведущих колес. А «перегазовка» и задержка включения сцепления при каждом переходе на понижающую передачу помогут вам сохранить устойчивость автомобиля на дороге.
Плюсы использования данного маневра очевидны:
- Вы максимально используете тормозную систему и избегаете блокировки колес.
- Для создания антиблокировочного эффекта ведущих колес автомобиля осуществляется «перегазовка» пяткой. Это выравнивает частоту вращения коленчатого вала и коробки передач.
- Пауза между включениями понижающих передач снижает частоту вращения до оптимальной, так как «перегазовка» может создать некоторый излишек.
- Задержка включения сцепления позволяет избежать заноса автомобиля.
- Постоянное короткое руление гарантирует исключение «рыскания» и способствует устойчивости автомобиля на дорожном полотне.
Следует знать, что прием комбинированного торможения — самый оптимальный для экстренного снижения скорости в аварийной ситуации. К сожалению, он практически недоступен большинству водителей - так как он требует автоматизма навыков и является технически сложным для начинающих. Но даже применение на практике некоторых приемов этого маневра (например, переключения понижающих передач) позволит водителю существенно понизить критическую скорость.
22.07.2008, 1565 просмотров.