Фактором, в значительной мере способствующим утрачиванию устойчивости автомобилем, может стать резкий маневр или серия маневров, приводящих к заносу. Экстремальные ситуации, сопряженные с неожиданным заносом автомобиля, вызывают даже у профессиональных водителей чувство испуга ввиду неуверенности в своих возможностях и непредсказуемости развития такой ситуации. Рефлекторное торможение в стадии заноса может усилить риск возникновения ДТП потому что, автомобиль с заторможенными колесами легко скатывается к боковому скольжению, его выбрасывает с дороги.
Появлению заноса предшествует, как правило, грубая ошибка водителя. Это могут быть — резкое торможение с длительным блокированием колес, опоздание с реакцией на глубокий занос, замедленный поворот руля, резкое «газование» и др.
Одна из экстренных ситуаций — занос автомобиля на 180°. Разворот задом к исходному направлению вызывает у водителя неприятные эмоции, вплоть до стресса. В итоге водитель или совершенно теряет управление, или реагирует экстренным торможением. Иногда первая реакция является более адекватной, так как автомобиль может сам прийти в стабильное состояние, путем использования резервов возможностей передней оси, определенных особенностью конструкции.
Энергичные действия по стабилизации советуем применить немедленно после преодоления стадии критического заноса, когда абсолютно теряется возможность стабилизировать автомобиль на прямое направление движения, при заносе в сто двадцать или сто восемьдесят градусов. Необходимо не только остановить сопротивление заносу автомобиля, а использовать силу вращения, для того чтобы автомобиль развернулся еще на 180° и вернулся к исходному положению, после полного круга.
Специфика приема «полицейский разворот» состоит во вращении вокруг задних колес.
Когда автомобиль повернуло на сто восемьдесят градусов и начинается неконтролируемое скольжение, вы можете сделать «доворот» до трехсот шестидесяти градусов и таким образом вернуть автомобилю первоначальное направление движения.
Выключите сцепление и максимально проверните руль в направлении заноса. Если еще до начала разворота вы смогли повернуть его в сторону вращения, то достаточно выключения сцепления.
Включите сцепление и поверните руль до полного разворота до трехсот шестидесяти градусов.
Теперь, после непроизвольного вращения вокруг передних колес на сто восемьдесят градусов, необходимо произвольно сделать поворот еще на сто восемьдесят градусов, но теперь вокруг задних колес в эту же сторону.
Порядок действий для стабилизации автомобиля (например, вращением против часовой стрелки) обусловлен двумя факторами.
Водитель, желая выровнять автомобиль в критическом заносе, вывернул руль колесо вправо до упора.
При этом необходимо:
выключить сцепление, для того чтобы после вращения на сто восемьдесят градусов начать движение задним ходом благодаря инерции;
включить сцепление, выровнять руль, увеличить обороты двигателя перед окончанием полного оборота – около трехсот шестидесяти градусов.
Водитель не смог отреагировать на занос, поэтому передние колеса остались в прямом по отношению к автомобилю положении.
При этом нужно:
резко, с наибольшей быстротой (!) вывернуть руль в сторону вращения, чтобы исключить неуправляемое боковое скольжение;
выключить сцепление;
нажать и активизировать сцепление и выровнять руль для прямого движения.
В целях сохранения прямого направления при вращении, нужна максимально высокая скорость вращения руля и опережающие действия по стабилизации в заключительной стадии, чтобы не дать автомобилю перейти во второй оборот.
Автор: Эрнст Цыганков
16.07.2008, 1782 просмотра.