Появление критического заноса вызвано грубой ошибкой водителя при экстренном торможении и повороте, причина которой довольно проста – отсутствие своевременного реагирования на создавшуюся ситуацию. В принципе любой угол критического заноса обязан быть с поворотом колес до упора, поэтому для плохо подготовленных водителей проблема с заносом может сложиться гораздо раньше. Угол критического заноса обусловлен не столько конструктивными особенностями машины, сколько профессионализмом водителя.
В связи с тем, что явление критического заноса совпадает с критической стадией устойчивости автомобиля, необходимы опережающие действия по сохранению устойчивости. В ситуации критического заноса появляется эффект, при котором уравновешиваются сказывающиеся на поведении автомобиля силы и моменты. Кратковременно теряется управляемость, а позже — или стабилизация, или занос автомобиля. Когда водитель не в силах по тем или иным причинам предвидеть появление критического заноса, тогда у него есть реальный шанс благодаря большой скорости руления опередить потерю поперечной стабилизации и исключить проблемный момент с потерей управления. Итак, с повышением скорости руления, появляется шанс сохранить стабильность и вовремя остановиться при критическом заносе.
Победить критический занос можно тремя методами:
Постараться быстро стабилизировать авто благодаря сверхскоростному рулению на максимуме возможностей (только для тренированного водителя);
Постараться изменить направление движения, развернув авто на триста шестьдесят градусов, относительно прямого направления, используя маневры, требующие большой сложности (см. прием 40);
Применить сильный тормозной эффект для уменьшения скорости, сохраняя угол заноса корректирующим рулением и переменным «газованием».
Избежать критической ситуации способствуют рекомендуемые приемы.
Быстрое руление двумя руками с захватом руля сбоку на перекрест (см. прием 5).
Быстрое руление по кругу ладонью с перекатом (см. прием 4) либо через ладонь (на автомобилях с горизонтальным рулем).
Быстрое руление ладонью с «подкрутом» второй рукой.
Комбинированное управление обеими руками или руление ладонью, со сменой приема в процессе управления.
Первый прием можно назвать универсальным и весьма верным; 2-й и 4-й используют, если во время стабилизации нужно переключение передач, для предотвращения падения и переворачивания автомобиля; 3-й прием советуем тем водителям, у которых имеется значительная разница в силе рук. Основное усилие берет на себя «сильная» рука, а вторая лишь помогает ей короткими рывковыми движениями.
Сохранения устойчивости автомобиля в стадии критического заноса можно добиться путем переменного «газования» с условием, что колеса вывернуты в сторону заноса до отказа. Основное требование безопасности – не допустить остановку автомобиля перпендикулярно дороги, потому что в таком положении велика опасность столкновения, как с попутным, так и со встречным автомобилем. Количество оборотов мотора и необходимость переключения передач зависят от степени сцепления и тяги двигателя в данный момент. Когда данных мер мало, для сохранения устойчивости автомобиля, и он переходит в стадию критического заноса, тогда последующая его стабилизация достигается после вращения на 180° или 360° (см. приемы 39 и 40).
Автор: Эрнст Цыганков
16.07.2008, 1514 просмотров.