Вот часто встречающиеся ситуации, в которых автомобиль, преодолевая выпуклую неровность, лишается управления:
А). Подброс
– это ситуация, в которой передняя подвеска совершенно разгружается, и колеса частично теряют сцепление с дорогой;
Б). Подскок
– это когда от дороги отрываются или передние, или задние колеса;
В). Прыжок
– это ситуация, в которой автомобиль полностью отрывается от земли.
Первые две ситуации хоть и нежелательны, но не опасны на ровном прямолинейном отрезке дороги. При их преодолении не нужно «закрывать газ», потому что, крутящиеся колеса создают эффект гироскопа, стабилизирующий автомобиль в момент приземления. Весьма устойчив в такой ситуации автомобиль с передним приводом, у которого двигатель находится поперечно к кузову.
Однако, когда подброс или подскок предшествует повороту и происходит в стадии подхода или входа в поворот, тогда вероятно создание аварийной ситуации. Так как, развитие ситуации трудно прогнозируется, и усилия водителя по сохранению устойчивости могут совпасть по времени с моментом, требующим приема безошибочного решения, например при повороте. Утрата управляемости при входе в поворот вызывает страх даже у бывалого водителя и может вызвать грубую ошибку — торможение с блокированием колес.
Не меньшую опасность имеет прыжок: из-за того, что на довольно долгое время автомобиль становится неуправляем при подскакивании и приземлении, после вторичного подброса, из-за реакции автомобильной подвески.
Именно из-за этого, на время прыжка автомобиль, загруженный весом двигателя, делает наклон вперед и в момент приземления получает огромный удар о дорогу передней подвеской. Даже хорошие детали подвески не могут в должной мере поглотить удар. Это служит причиной того, что автомобиль получает значительные повреждения в результате такого полета. Итогом непредсказуемого прыжка и «полета» бывают приземление на передний бампер и крайне опасное переворачивание вперед с дальнейшим поперечным вращением автомобиля. Даже автогонщики стараются избегать прыжка, потому что в «полете» автомобиль теряет свои динамические свойства — не разгоняется, а последствия прыжка бывают трагичны.
Перед подбросом, подскоком, прыжком нужно поставить левую ногу на педаль тормоза, а в момент отрыва передних колес от дороги коротким и резким торможением придавить передние колеса к дороге. Это даст возможность исключить потерю управляемости автомобиля и сберечь подвеску автомобиля.
Наиболее действенным методом стабилизации автомобиля перед подбросом, подскоком и прыжком можно назвать резкое короткое торможение левой или правой ногой в момент разгрузки (отрыва) передних колес. Этот маневр создает вращательный момент вокруг задних колес и опускает передние колеса на дорогу, исключая их высокий подброс, осуществляя маневр гораздо плавнее и дозированней левой ногой при нажатом «газе». Когда вы применяете этот прием правой ногой, тогда вы не можете бороться с интенсивной реакцией подвески и повторным подбросом автомобиля после контакта с дорогой.
Автор: Эрнст Цыганков
16.07.2008, 1454 просмотра.