Если дорога, покрытая льдом, как бы старается в повороте выкинуть машину на обочину действием центробежной силы, то выходом из ситуации может быть использование снега, обрамляющего полотно дороги снаружи. Снег может быть некоторой опорой: достаточно получить опору, упершись боком покрышки, крылом или даже дверью автомобиля. «Упор» дает возможность погасить лишнюю скорость, остановить занос, снос и боковое скольжение. В критических ситуациях при выходе из строя тормозов или остром недостатке тормозного пути «упор» в совокупности с ударом о препятствие (опору) может стать действенным средством контактного торможения.
Методика перехода на «упор» включает ряд особенностей:
Сначала к препятствию снаружи, например, к валу изо льда или снега, приближаются первая пара колес, в этот момент существенно важно не допустить, чтобы первый контакт колеса с препятствием произошел протектором шины. Тогда снег образует тормозной момент, а энергия, которая до этого была поступательной, стремительно преобразуется во вращательную. Следствием данного происшествия становится вращение автомобиля вокруг колес, подвергнувшихся торможению. При большой скорости итогом такого вращения почти всегда становиться опрокидывание автомобиля, когда вращающийся автомобиль ударяется в снежное препятствие боковой плоскостью колес.
Еще одна специфика выявляется, когда «упор» образуется после бокового скольжения или заноса заднего колеса. При резком ударе о препятствие вероятен отскок и развитие вращения в противоположном направлении. И снова после контакта с препятствием переднего колеса могут образоваться усиление вращения и переворачивание все по той же причине.
Обопритесь внешней частью колеса о снежный вал при прохождении поворота, и вы сможете с успехом противостоять центробежной силе. «Упор» способствует исключению сноса и заноса машины, сохранению устойчивости и управляемости. Хорошо, если «упор» происходит ведущим колесом.
Чтобы легко перейти на «упор» нужно использовать следующие правила:
Применять данный прием под острым углом;
для заднеприводного автомобиля использовать «упор» задним колесом или крылом, для переднеприводного — передним;
для смягчения контакта с опорой нужно добавить силу тяги вплоть до пробуксовки колес;
в момент удара об опору передней парой колес, нужно повернуть руль внутрь поворота, чтобы контакт с преградой был боком колеса, а не протектором шины;
чтобы обеспечить управляемость, необходимо максимально быстро увести передние колеса внутрь поворота. При этом угол поворота колес не должен быть предельным, иначе неизбежен их снос;
при применении «упора» для реализации экстренной остановки, для удара об опору нужно применять поверхность боковых крыльев, которые имеют отличный запас пассивной безопасности;
при использовании «упора» в качестве способа аварийного торможения переход на него рекомендуется из состояния заноса задней частью машины. Чем больше скорость движения, тем больший угол заноса нужно применять при ударе, помня об ответной реакции и отскоке;
Переднеприводная машина может плавно перейти на «упор» передним колесом или крылом после резкого нажатия на педаль «газа» и бокового соскальзывания передней оси.
Применение «упора» дает возможность значительно улучшить управляемость на льду, при этом могут использоваться даже незначительные неровности, «Упор» позволяет с успехом применять тяговые возможности двигателя, для успешного противостояния центробежной силе при прохождении поворота. Однако нужно совершать упор очень аккуратно, так как при этом опора, типа бордюра или любое другое препятствие такого же типа, может привести к переворачиванию авто, которое последует за боковым скольжением.
Автор: Эрнст Цыганков
16.07.2008, 2472 просмотра.