Движение по траектории поворота на высокой скорости в любое время может вызвать потерю управляемости вследствие изменения коэффициента сцепления покрышек с дорогой. Рассмотрение техники ведущих спортсменов показывает, что прием дробления дуги на мелкие прямые и повороты является основой скоростного прохождения поворотов.
Именно поэтому становится сразу понятно, почему настоящие профессионалы не любят длинные и крутые повороты.
Для избегания неожиданного неконтролируемого скольжения, необходимо изменить дугу движения по траектории с постоянным радиусом, на дугу по периметру ломаного многогранника. Таким образом, есть возможность улучшить безопасность, используя методы, повышающие управляемость.
Технику движения в повороте в порядке скоростного барьера, т. е. на максимуме, можно назвать методом: «пробы — ошибки – исправления». Основная цель приема – выявить на избранной траектории грань срыва колес в скольжение.
Все перемены происходят в небольшом диапазоне оборотов мотора (около 6000- 7000 об/мин). Для водителя простой машины этот диапазон меньше, но не ниже устойчивой работы мотора (около 3500-4000 об/мин на «Жигулях»). При этом нужно избегать крайних вариаций «газования»: полностью закрытого и полностью открытого «газа», так как в первом случае есть вероятность заноса задней оси, а во втором — сноса передних колес. Прохождение поворота на высокой скорости похоже на «балансирование на канате», потому что исключает резкие движения и в значительной мере происходит «на опережении», чем «на реакции». Этого можно добиться плавными нажатиями и резким отпусканием педали «газа»; аналогично нужно и рулить — плавный поворот и резкий возврат руля.
Действия автогонщика на траектории поворота являются повторными циклами точных движений: поворот колес и увеличение оборотов двигателя до начала соскальзывания колес; выравнивание колес и уменьшение оборотов.
Вы сможете одну большую опасность разбить на серию маленьких, каждой из которых проще избежать. Чтобы уберечься от резкого сноса передних колес в продолжительном скоростном повороте, разбейте траекторию на небольшие отрезки.
Прием дробления дуги даст возможность многократно использовать приемы самостраховки, а также снизить степень страха.
Однако у вас может возникнуть заблуждение о работе с педалью «газа» и рулем, т. е.: нужно «рвать» руль влево, вправо и непрерывно нажимать и отпускать педаль подачи топлива. На самом деле это очень мягкий и осторожный процесс с минимальной амплитудой действий и четкой взаимосвязью между действием рулем и «газом» в соответствии с дорожной ситуацией.
Ломаную траекторию в повороте можно назвать активным приемом обеспечения безопасности, в особенности, когда затруднительно оценить степень сцепления или если водитель по различным причинам неуверен в себе. В таком случае, увеличивая прямолинейные участки траектории до 5 — 10 м, мы можем благодаря загрузке передних колес (см. прием 20) и безопасно, исключая боковое скольжение, пройти серию поворотов незначительной крутизны, разделяя, таким образом, непрерывную траекторию поворота на куски (см. верхний рисунок).
Такой метод с успехом используется в машинах с передним приводом с такой спецификой: после загрузки и поворота колес нужно немедленно нажать и отпустить тормозную педаль непременно левой ногой при «открытом газе», при этом такие маневры делаются непрерывно (см. нижний рисунок). Схема действий аналогична «двойному входу» (см. прием 22), однако содержит в себе большое число элементов, например 3 — 5 и более, в зависимости от длины поворота.
Автор: Эрнст Цыганков
16.07.2008, 1197 просмотров.