Очень распространенная критическая ситуация складывается при входе в поворот на слишком высокой скорости. Итогом этой ошибки становится частичная потеря управляемости — снос передней пары колес или боковое скольжение. Машину выкидывает на внешнюю сторону дороги. Как правило, малоопытный водитель, в такой ситуации ведет себя неверно, и совершает две последовательные ошибки, которыми еще более усугубляет и без того напряженное положение — сначала резкий поворот руля внутрь поворота, а потом торможение с полной блокировкой колес. Итогом такого поведения становится полная потеря управляемости. Машина по касательной выходит из поворота и покидает проезжую часть, таким образом, происходит авария.
Обрести управляемость, потерянную автомобилем, в такой ситуации почти невозможно, даже для опытного водителя, потому что за доли секунды необходимо пресечь торможение, выровнять положение колес и сделать повторный вход по внешней части поворота, пересиливая свои чувства и предостерегаясь от падения.
Порядок действий в такой ситуации основан на опережающих действиях, дающих возможность на входе в поворот значительно улучшить управляемость благодаря искусственной загрузке передних колес за счет тяжести машины. Гонщики в шутку говорят, что перед входом в поворот хорошо бы «закинуть на нос машины пару мешков цемента».
Необходимый эффект достигается следующими действиями:
торможение двигателем (переключением перед началом поворота низшей передачи);
дросселированием (резким «закрытием газа»);
торможением (коротким усилием, инициирующим «клевок» машины);
нажатием педали тормоза левой ногой при открытом дросселе.
При этом необходимо помнить, что эффект загрузки длиться не более 0,1 — 0,2 с, потому что сжатые части подвески немедленно выпрямляются. Поэтому, маневр должен быть выполнен немедленно после загрузки. Образование паузы между загрузкой и поворотом, неизбежно приведет к бесполезности приема или к снижению его эффективности, что вызовет снижение управляемости, если поворот будет начат в то время, когда пружинящие части выпрямляются. Из-за этого гонщики всегда тормозят в последний момент. Такой прием позволяет очень резко совершить поворот, пользуясь эффектом загрузки.
Зачастую водители встречались в своей практике с явлением, когда в очень знакомый поворот автомобиль недавно еще входил хорошо, а сейчас плохо слушается руля. Если сопоставить такие ситуации с эффектами загрузки и разгрузки передних колес, то нетрудно догадаться, что в одном случае загрузка точно совпадала с фазой входа, а в ином, торможение заканчивалось раньше оптимального, передние колеса разгружались реакцией сжатых элементов подвески, а в итоге — снижение управляемости и скольжение колес.
Вообще, повысить управляемость при входе в поворот на высокой скорости, в принципе не трудно, для этого существует довольно простой прием: до начала поворота передних колес, нужно загрузить их тяжестью машины, путем применения торможения двигателем либо рабочим тормозом.
Безопасность значительно увеличится, в случае, если на входе в поворот водитель сможет сочетать три элемента техники «поворот-загрузка-тормоз».
Применение рекомендуемого приема возможно на длинном крутом повороте несколько раз в режимах: подход, загрузка, вход, повторный вход, дуга и т. д. Данный метод называется «двойной вход» (см. прием 22) и дает возможность значительно улучшить безопасность сложных поворотов.
Автор: Эрнст Цыганков
16.07.2008, 1209 просмотров.