Считается, что поворотов существует около четырнадцати категорий. При этом для каждого из них существует своя критическая скорость, которая имеет огромное значение. Так как при прохождении каждого поворота, в случае ее превышения, даже автогонщику, не говоря уже об обычных водителях, весьма сложно будет справиться с центробежной силой, которая стремится вытолкнуть автомобиль с проезжей части. Такую ситуацию можно преодолеть, исключительно — снизив скорость движения, но на дуге поворота это сделать достаточно сложно, поэтому обычное выполнение торможения не обеспечит безопасность.
При осуществлении маневра поворота, автомобиль основной своей массой напирает на наружные колеса, а внутренние — оказываются разгруженными, что позволяет легко блокировать их при торможении. Если передние колеса заблокируются, то автомобиль потеряет стабильность и перестает слушаться руля, возникают снос передних колес и последующее выпрямление траектории.
В случае блокировки заднего колеса, автомобиль начинает заносить и вращать. Если во время резко маневра торможения все 4 колеса заблокируются, то в таком случае неизбежен снос всех 4 колес и траектория движения авто смещается к обочине.
Для того чтобы правильно и качественно затормозить на повороте, следует полностью исключить блокировку колес автомобиля. Этого можно добиться, применив неинтенсивное и осторожное торможение. Такой вид торможения относится к плавному торможению. Оно заключается в невысоком постоянном усилии, которое позволяет снизить скорость лишь незначительно, примерно на 5 – 20 километров в час. Если скорость превышена на 40 – 50 километров в час, то данный способ вряд ли сможет справиться с критической ситуацией. В таком случае следует применять более эффективные приемы, такие как торможение боковым скольжением или вращением автомобиля.
Лучше всего плавно тормозить на дуге поворота, не прекращая тяги двигателя. Это возможно при торможении левой ногой. При помощи этого способа можно избежать сноса передних колес в крутом повороте за счет увеличения загрузки переднего наружного колеса. Легко подтормаживая на дуге поворота, можно увеличить показатель стабилизации машины, а также и скорость прохождения поворота.
Несмотря на эффективность приведенного выше способа торможения на повороте, не следует забывать о том, что это может быть достаточно опасно на поворотах, где есть участки с низким коэффициентом сцепления. Это те участки, на которых присутствует лед, снег, грунт или вода. Автомобиль в таком случае теряет управляемость, так как колеса во время торможения могут подвергнуться блокировке.
Во время торможения на повороте, нельзя допустить блокировку оси, так как машина может потерять устойчивость и стать неуправляемым. Постоянное тормозное усилие позволит снизить скорость и повысить загрузку наружного переднего колеса. Если говорить о применении в данном случае импульсного торможения, то оно может привести к грубой ошибке.
Автор: Эрнст Цыганков
16.07.2008, 1954 просмотра.