Скользкая дорога не прощает водителям резкие действия и спешку при управлении автомобилем. Чтобы избежать ритмического или критического заноса, необходимо соблюдать плавность движения и осторожность. Потеря устойчивости автомобиля на скользкой дороге, как правило, происходит на неровном полотне, при выполнении поворота, а также при крутом подъеме или спуске. У водителей с небольшим стажем первая и ошибочная реакция при заносе – резкое нажатие на педаль тормоза. Такое действие только усугубляет положение и приводит к тому, что водитель теряет управление. В результате чего сначала происходит скольжение: продольное или боковое, а затем возникает критический занос.
Чтобы избежать заноса, необходимо своевременно переключаться на более низкие передачи. При таком действии гораздо лучше контролируется устойчивость автомашины, которую можно добиться также плавной тягой, приоткрывая дроссель. Эффективно также торможение двигателем, этот маневр не блокирует колеса. Переход на нижние передачи создает запас мощности, который способен выручить при попадании автомобиля на мягкую грунтовую обочину летом или снежную — зимой. Повышение тяги на ведущих колесах способствует тому, что можно регулировать угол сноса передней оси на машине с передним приводом и угол заноса на заднеприводном автомобиле.
Правильное переключение на нижнюю передачу на скользкой дороге – прием, который иногда с трудом выполняет даже водитель со стажем. Ситуация усложняется тем, что можно потерять устойчивость автомобиля, если переключить передачу, но и ехать на повышенной передаче в гололед тоже опасно. Есть альтернативный вариант при переходе на пониженную передачу, который помогает сохранить устойчивость автомобиля.
В момент переключения на пониженную передачу важно смягчить это действие. Необходимо задержать ногу на педали сцепления. Степень давления на педаль и время задержки зависит от характера ситуации (например, от скользкости дорожного покрытия). Если же делать понижение передачи в момент поворота (разворота, либо любого другого сложного маневра) по обледенелому полотну, то лучше всего делать дозированное сочетание «пробуксовки» сцепления и «перегазовки». Используя такой метод, даже при смене передачи с пропуском (с 3 на 1, с 4 на 2), можно уверенно управлять автомобилем.
Техника правильного выполнения этого приема следующая:
Для работы с коробкой передач, необходимо освободить правую руку. Левой рукой с помощью руля надо контролировать движение автомобиля, одновременно с этим продолжая дросселирование. Педаль газа не должна быть закрыта полностью. Затем левой ногой плавно и мягко следует выключить сцепление, а правой рукой необходимо переключиться на пониженную передачу с небольшой задержкой в нейтральной позиции. Такая задержка способствует тому, чтобы существенно повысить обороты двигателя ( «перегазовку»). В результате чего тормозной или разгонный импульс на ведущих колесах после полного переключения будет исключен. Небольшая задержка при включении сцепления может нейтрализовать возможную ошибку при «перегазовке». Это особенно важно в ситуациях, когда требуется включение пониженной передачи с пропуском нескольких, либо когда для выполнения «перегазовки» попросту нет времени.
Основные методы для безопасного движения по скользкой дороге – это «перегазовка», которая исключает блокирование и пробуксовку колес; своевременный маневр рулевым колесом, который направлен на сохранение устойчивости и управляемости автомобиля; а также небольшая пауза при включении сцепления, т.е. мягкое включение.
Данным методам управления автомобилем в условиях скользкой дороги необходимо научиться, и выполнять их без промедлений и суеты. С учетом того, что на все действия необходимо затратить примерно до 0,8 сек., требуется постоянное повторение этого навыка, доведенное до автоматизма.
Автор: Эрнст Цыганков
16.07.2008, 2273 просмотра.