Представьте себе циферблат часов. Для того чтобы определить положение рук, рекомендуемое при стандартном движении по прямой – положите левую руку на руль на то место, куда указывала бы маленькая стрелка в 10 часов, а правую – на то место, куда указывала бы стрелка в 2 часа. Для удобства, далее по тексту, мы будем обозначать такое положение рук водителя на рулевом колесе как «10-2».
Маневры, связанные с поворотами рулевого колеса, требуют изменения положения рук таким образом, что водитель меняет захват рулевого колеса, смещая руки относительно стандартного положения. Таким образом, для поворота вправо, руки водителя находятся в положении «12-4», а для поворота налево используется захват «8-12». Такое положение рук – «боковой захват» — рекомендуется использовать для того, чтобы сдерживать центробежную силу, влияющую на водителя при вхождении автомобиля в поворот. Заблаговременное изменение положения рук на рулевом колесе перед началом маневров позволяет водителю подготовиться и, тем самым, избежать аварийной ситуации, обеспечив управляемость автомобиля.
Используя «Боковой захват» (положение рук «8-12» либо «12-4»), водитель применяет следующие приемы управления автомобилем:
A). Удержание автомобиля на дуге поворота
— При вхождении в поворот, требуется удержать автомобиль на нужной дуге, для этого – требуется удерживать рулевое колесо в требуемом положении. Эта задача решается за счет применения существенных усилий. Задействовать мышцы-сгибатели обеих рук, при боковом захвате, как раз это позволяет обеспечить необходимое давление на рулевое колесо.
B). «Доворот»
— При необходимости увеличить крутизну дуги, рука, которая находится «сверху», обеспечивает «доворот» рулевого колеса, а нижняя рука выполняет функцию «страховки», либо для увеличения угла поворота. После завершения поворота, сохраняя такое положение рук на рулевом колесе и увеличивая тягу автомобиля необходимо выровнять траекторию движения автомобиля и стабилизировать его на трассе.
C). Выравнивание траектории машины
— Положение рук в боковом секторе позволяет, помимо «руления» автомобилем регулировать скорость самовыравнивания при движении в повороте, «подтормаживая» управляющие колеса. При этом, отпустив рулевое колесо, и снизив тем самым нагрузку на ведущие колеса, вы отправите автомобиль в занос, и потеряете управление.
D). Стабилизация при заносе
При попадании автомобиля в занос, особенно это характерно для заднего привода, стабилизировать движение автомобиля можно, резко повернув рулевое колесо в сторону заноса на 100° градусов, не меняя при этом захват руля. В том случае, если занос продолжается, необходимо изменять положение рук на рулевом колесе, для поворота руля влево и вправо, соответственно траектории заноса автомобиля.
Не рекомендуется использовать положение рук в нижнем секторе рулевого колеса. Особенно не желателен перекрестный захват – при этом теряется контроль над рулевым колесом и водитель не готов к быстрому реагированию на критическую ситуацию.
Автор: Эрнст Цыганков
16.07.2008, 3889 просмотров.